Георгий Шишкин видит в Париже «Русские сны»

О творчестве художника Георгия Шишкина за границей в последнее время пишут все больше и больше. Престижные газеты и журналы посвящают его картинам серьезные аналитические статьи. В них неизменно отмечается ориентированность мастера на человека, на внутреннее содержание личности, на ее миссию на земле. Герои полотен Георгия Шишкина, будь то гениальный Дягилев, романтический Жан Маре, торжественно-отрешенный Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II или просто юная красавица из голландского кафе словно произносят непрерывный монолог. С успехом проходят выставки художника в Монте-Карло и Париже, в Гамбурге и Версале, в Каннах и Висбадене как раньше проходили они в Тюмени и Москве, Ирбите и Свердловске (Екатеринбурге), на родине Георгия.

«Кредо Георгия Шишкина можно изложить несколькими словами, - считает известный французский искусствовед Пьер-Марк Левержуа. - Оно заключается в том, что рассматривать каждого человека, в сущности, необходимо как ближнего на воображаемом архипелаге братства».

От первой персональной выставки, состоявшейся в Свердловске в 1974 г. (когда Георгий был еще студентом архитектурного института), до «французских сезонов» признанного мастера портрета пролег долгий путь длиной в 20 лет. Вехами на этом пути были оформление интерьеров Театра оперы и балета и храма Всех святых в Екатеринбурге, прошедшая с успехом выставка в ЦДРИ на Кузнецком мосту в Москве и целая галерея портретов актеров, музыкантов, писателей: Иннокентия Смоктуновского, Юрия Соломина, Верико Анджапаридзе, Елены Гоголевой, Юрия Яковлева, Татьяны Шмыги, Рамаза Чхивадзе, Мстислава Коровина, Бориса Штоколова. В 1990 г. Г.Шишкин написал портрет Алексия II, лучшую из всех работ, посвященных патриарху. Внимательный, устремленный прямо в душу взгляд умных и все понимающих глаз, как бы впитывающий в себя все сущие и грядущие события нашего лихолетья, источает неистребимую надежду и глубочайшую веру в Господа, в Россию, в русский народ - таким предстает перед нами духовный пастырь Русской Православной Церкви.

Георгий Шишкин пишет много. Находясь в непрерывном творческом поиске, он пытается доступными ему художественными методами донести до каждого из зрителей малейшие движения души человека. Поэтому специалисты единодушны в оценке его картин: они глубоки, точны и поэтичны. К таким относятся все полотна цикла «Русские сны».

Начатый еще в России, этот цикл наиболее полно реализовался во Франции. Хотя, как отмечают многие критики, в качестве духовной опоры для художника были и остаются форма и гуманистические традиции земли русской. Характерный момент, достаточно полно раскрывающий взгляды Георгия Шишкина на жизнь и творчество - отказ художника (при всей стесненности в средствах, непременного спутника творчества) от заманчивого в денежном плане предложения владельца одной из картинных галерей Парижа. Предложение это заключалось в том, что Георгию и его жене Татьяне предоставлялась квартира в Париже, все его картины сразу же покупались, но при условии, что художник будет писать Париж. «А у меня в то время шла работа над продолжением «Русских снов», - рассказывает Георгий Шишкин. - Именно здесь получили развитие многие мои мысли о русском, о русской душе, душевности, духовности нашей. Я считаю, что в Европе сложилось не совсем верное представление о многих русских чертах. Хотелось, честно говоря, попробовать скорректировать его».

Художнику повезло. Он встретил хорошую модель, девушку из старой русской семьи Шаховских. Так родилось продолжение цикла. «Своим образом, своей русскостью, неизвестно как сохранившейся в человеке, который родился во Франции, Наташа дала новый импульс «Русским снам», – продолжает мой собеседник. - Ведь Европа затягивает, обязывает быть как все, как другие. А сегодня особенно невыгодно отличаться или выделяться. Чтобы жить здесь полноправно, надо быть как все. Русское, конечно, нравится многим, но не тогда, когда нужно заботиться о карьере, профессии. Поэтому русскость Наташи стала для меня творческим толчком. А может быть, я просто созрел для определенных мыслей и шагов». Для Георгия Шишкина подлинно русское - это не столько удалое и сильное, подчас бесшабашное, сколько по-есенински «несказанное и нежное». Таково кредо его «Русских снов».

«Есть нечто сильное своей кротостью, что проходит, просачивается, просвечивает во фресках Андрея Рублева, - считает художник. - Взгляните в глаза его святых, его пророков и праведников. Сразу заметно, насколько сильно они отличаются от изображений византийской живописи (например, того же Феофана Грека - учителя Андрея Рублева), которая дала нам каноны, сформировав правила и установки первых русских живописцев. Ведь эти живые рублевские фрески эхом откликнулись и откликаются в русских художниках последующих поколений. Эхо это то затихало, то становилось звонче, но никогда не исчезало и не исчезнет».

Наверное, эта гордость за Россию, за нашу культуру, это видение реального, знакомого всем человека через призму духовности, полнокровно присутствующее в цикле «Русские сны», и делает эту серию картин Георгия Шишкина особенно привлекательной не только для французских любителей и знатоков искусства, но и для всех, кто посещает его выставки.

~~DISCUSSION~~

article/georgij-shishkin-vidit-v-parizhe-russkie-sny.txt · Последние изменения: 04.01.2009 16:46 От 88.134.142.82

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
(проект сообщества Art Projects)